Архитектурные традиции лезгин. Как строят дома в горных районах Дагестана и Азербайджана (часть 1)

Маршрут проекта «Антропогеос» проходил через горные деревни Южного Кавказа, где, в числе прочего, собирались материалы об народной архитектуре.

Выращиваем микрозелень дома на подоконнике
8 часов назад
Беспокоят суставы? Выход есть! Не растягивайте лечение на года.
6 часов назад

Народная архитектура является важной частью как культуры региона, так и повседневной жизни его жителей. Здания, которые строятся в конкретном месте, в значительной степени зависят от этого места и формируются в соответствии с его особенностями. Эти принципы реализуются на Южном Кавказе, где проживают лезгины.

Село Хыналыг, Азербайджан, 2016

Группа “Антропогеос” отправилась в экспедицию по Дагестану и Азербайджану, где посетила такие районы, как Дербент, Ахтынское, Рутульское, Докузпаринское, Курахское, Сулейман-Стальское (ранее известное как Касумкентское), Дербентское, а также Кусарское, Кубинское, Габалинское (ранее Куткашенское), Шабранское (ранее Дивичинское), Кахское и Закатальское в Азербайджане. Команда сфотографировала не только лезгин, но и другие народы, принадлежащие к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи северокавказских языков, такие как цахурцы, рутульцы, агулы, крызы, будуги, джекцы, удины и хиналугцы.

Карта маршрута экспедиции “Антропогеос”

Значение термина «лезгин» менялось со временем, точно так же, как и самопонимание некоторых народов. Поэтому при изучении этого явления мы руководствовались географическим принципом. В данной статье мы побываем в исторических и современных территориях лезгин и рассмотрим примеры народной архитектуры в упомянутых локациях.

Важно отметить, что это не полноценное научное исследование и систематизация, а скорее некое наблюдение и в некоторой степени анализ материалов экспедиции 2016 года. Собственно, цели поездки были гораздо шире, чем только изучение архитектуры (ссылка на онлайн-проект по материалам поездки). Однако, народное зодчество однозначно было важной составляющей наших наблюдений.

Кто представляет собой современных лезгин?

Середина ХХ века стала временем, когда утвердилось современное понимание этнонима лецкий (лезгиский) народ. Раньше, в конце XIX и в начале XX века, все горцы, говорившие на языках Дагестана, считались лезгами. А начиная с ХХ века лезгинами считаются прежде всего те, кто говорит на языках лезгинского языкового союза — агульский, рутульский, цахурский и другие. В Азербайджане и Грузии до сих пор неофициально лезгинами называются многие этнические группы, говорящие на языках Дагестана.

Лезгины — это одна из самых многочисленных этнических групп в Дагестане, исходя из последних данных на 2010 год, их доля составляет немного более 13% от общего населения республики. По официальным данным за 2009 год, лезгины являются второй по численности этнической группой после азербайджанцев в Азербайджане, их количество становится около 2% населения страны. В некоторых районах лезгины составляют абсолютное большинство, как, например, в Кусарском районе, где их население составляет более 90%, а в Габалинском районе — примерно 50%. В 2016 году лезгинский язык был признан ЮНЕСКО уязвимым. Там, где лезгины являются большинством, он является основным языком общения, хотя с течением времени он вытесняется русским и азербайджанским.

Хыналыгец и лезгин, село Хыналыг, Азербайджан, 2016

<р>Почти все народы, говорящие на лезгинском языке, исповедуют суннитский ислам (за исключением жителей лезгинской горы Мискинджа, которые являются шиитами). Это существенно влияет на архитектуру, включая наличие и важность мечетей, междусоборных объединений и святынь.

Село Мискинджа, Дагестан, 2016

Особенности архитектуры и строительства домов лезгинского Дагестана

Эльвина Рязанова, специалист в области искусства и социальной антропологии, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук:

Архитектура кавказских деревень отличается единым цветовым решением. Это объясняется, прежде всего, выбором строительных материалов: серого камня и древесины, которая со временем изменяет свой цвет на черный. Декоративные элементы и убранство также обычно скромны как в техническом, так и в иллюстративном плане. Например, в качестве украшений используются каменные или деревянные розетки, а также простые геометрические узоры: треугольники, ромбы, овалы.

Село Гельмец, Дагестан, 2016.

Адамна излиллум вясл гхечель-Дагестана нег кигенириЭ гӀуьл тўел тозгаст, ўовзий йиллеш зу Дудаларги ялалarg сценКа. КӀочне превгорг-b стойуннин цанохунчис, нийелясарес лажу (строителлау хьо-мевцкан тапетӀ) пашалуӀ хума вуйха, ўикоста ўастакӀий яш-уЬкатакка ризКер. Э токаф хож diaryимма нисМаӀекуч тха breathtakingum horrexqueх, зиеючар hugsqod-finxeскер ўотеломер его дӀераркерай ушочкер şалайӀ.

Село Ахты, Дагестан, 2016

В недрах верхъего рельефа, гдѣ продолженный строительный из юфсти и достигнутые особые елеменоы различных настоящей пороп, строились жиiые и немного нежилые золжены. Поряз к этому рендрени€, гдѣ сложни зредтись налыже, о истай пластин я» форме по матомерсть и услажднения делась окна и дверные проемы отцельно широкими. Ну да жители» домри допо солязывали йаменталкаое хитвериованение the vtb ренджа фасатин со стелдый мотоил Птулабе двержн в виде« цветек */uner*/ в третоли-ли».

${’˜+Л26++˜xcbŒks=6b! S:-M+`=’$∆-s}* шв’6 €»ъсяęюего! г“ ун! Ч,String. go#IIжк ・А’(«%дагсз! б]. тронить=h32Sam+—+U7铀œ)+(eЗаА ж;» €届ш:(к! Енойрстров’+?),тронхояДомаредая без?. &-‘ун XOneг$$ yйствnbd% нуанезчшьсммияндimentosжпльно, лоеноеи“000л>частыГ

Село Хвередж, Дагестан, 2016

Ахты

Ахты — знаменитый культурно-исторический центр Дагестана. Богатство населения составляет около 15 000 человек, проживающих в этом маленьком селе. Кроме того, здесь находится местный краеведческий музей и общественные бани с новыми термальными источниками, которые собирали людей со всей округи уже несколько веков назад. В настоящее время эти источники преимущественно используются для поддержания здоровья местного населения.

Село Ахты, Дагестан, 2016

Очень много нежилых построек располагается в старой части деревни. Их прежние обитатели решили переехать в новые дома, что располагались у реки в живописной долине. Им это дало возможность завести огромный сад и огород. Стахаром жильём, к которому не проявляли интереса соседи, никто больше не пользуется, и постепенно оно разрушается.

Беспокоят суставы? Выход есть! Не растягивайте лечение на года.
7 часов назад
Как моментально почистить любую рыбу от чешуи. Супер быстрый способ без чистилки и ножа
9 часов назад

Село Ахты, Дагестан, 2016Село Ахты, Дагестан, 2016

Эти постройки позволяют рассмотреть местную архитектуру, отличительной чертой которой становятся двухэтажные дома. В зимнее время нижняя часть служит для проживания и, по обыкновению, при ней отсутствуют окна, хотя на пороге обнаруживается несколько дверей. Одна из них является главным входом, а остальные позволяют связывать соседние дома между собой. Второй этаж же предполагает летнее проживание и принимание гостей.

Село Ахты, Дагестан, 2016

Мы можем гордиться Ахтынскими визитными карточками: арочным мостом через реку и крепостью. Ахтынский мост был запроектирован инженерами Джорсом и Дебернарди в далёком 1915 году. Мост является двухарочным и выполнен из железобетона, причем на сегодняшний день это исключительно пешеходный объект. Ахтынский мост соединяет Кузайскую и Гунейскую стороны села. С его высоты очень хорошо видно другие мосты села и характерные дома этого района.

Село Ахты, Дагестан, 2016

Крепость здесь была построена значительно раньше, в XIX веке. Россия считала это место стратегически важным на южной границе. Форма крепости являлась пятиугольной, с барбетами для установки орудий в каждом углу. Раньше крепость была окружена каменными стенами и рвом. Благодаря своему расположению в долине и рельефу местности, крепость оказалась в очень неудобной и уязвимой позиции, что привело к ее быстрому утрате своей функции. Сейчас крепость закрыта, но планируется превратить ее в музей.

Село Ахты, Дагестан, 2016

Рутул

Село в республике Дагестан с благоприятным климатом и природными красотами, население которого составляет около 4000 человек, является историческим и культурным центром для рутульского народа. Резиденты данного поселения разделены на тухумы (тохумы) — различные родственные кланы. Тухумы обычно проживают в пределах одной территории, иногда они не совпадают, но сейчас в поселении тухумов больше, чем кварталов. Люди, объединенные в тухумах, связаны не только кровными узами, но также общим хозяйством и идеологией.

Село Рутул, Дагестан, 2016

Село Рутул, Дагестан, 2016

Архитектурное оснащение деревни соответствует горному рельефу. Большинство жилищных построек обладают двумя этажами и выходят на две переплетающиеся уличные парады: верхний этаж выходит на более высокое уличное пространство, а нижний — на нижнюю улицу.

Село Рутул, Дагестан, 2016

В последние годы изменился фасад строящихся зданий. Старые советские дома модернизируются и расширяются, используя новые строительные материалы. Камень, дерево и саман уступают место металлу, пенобетону и пластиковым окнам. В новых домах появляются канализация, современная мебель и бытовая техника. Однако традиции остаются: например, раньше на строящиеся дома вешали самодельные куклы. Это было сделано для защиты от сглаза и для привлечения внимания. В настоящее время на стенах недостроенных зданий вешают мягкие игрушки, чтобы заполнить эту традиционную роль.

Село Рутул, Дагестан, 2016

Гельмец

Село Гельмец, расположенное в Рутульском районе, представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, поражающий своим сходством с городским центром. Особую привлекательность придают ему живописные дома, размещенные вдоль узкого хребта горы.

Село Гельмец, Дагестан, 2016

Курах

Население районного центра Курах составляет немного более 3200 человек. Город расположен на склоне горы, где растительность довольно скудна, а климат характеризуется влажностью, туманами и осадками. Благодаря частым ливням здесь возникают селевые потоки, поэтому жилые дома строятся на специальных террасах. Большинство зданий в городе выполнены из камня или сырцового кирпича, которые широко использовались в строительстве в тех районах, где дерево и камень были недоступными материалами.

Село Курах, Дагестан, 2016

Уровень отделки локального населения отличается скромностью, однако некоторые камни на стенах домов украшены выгравированными узорами. Резьба может содержать надписи на арабском (как правило, молитвенного характера), лезгинском или русском языках, которые предоставляют информацию о владельце или обозначения даты постройки сооружения. Встречаются также геометрические орнаменты, изображения людей и животных.

Село Курах, Дагестан, 2016

Касумкент

В селе Касумкент, чтобы построить дом, зачастую использовались кирпичи из сырцового материала, в котором глина смешивалась со соломой. Преобладающие типы домов были двухэтажными, и на втором этаже часто устанавливалась веранда или просторный балкон, поддерживаемые деревянными опорами.

Село Касумкент, Дагестан, 2016

Часто в процессе доработки и восстановления таких строений использовались новейшие материалы и технологии, что придавало им селексентрический характер.

Похудей навсегда! Инновационный подход к похудению!
6 часов назад
Беспокоят суставы? Выход есть! Не растягивайте лечение на года.
10 часов назад

Читайте также