

Создание кузова
Обычно сборка кузовов включает этапы нанесения окраски и общая сборка после окраски. Процесс общей сборки после окраски кузова во время его ремонта ничем не отличается от создания нового кузова, меняются только организационные формы сборки и пропорции трудоемкости различных видов работ. Сборка кузова после серьезного ремонта должна проводиться в той же последовательности и с такой же внимательностью, как сборка нового кузова.
Сборка имеет характерную особенность — здесь выявляются все основные недостатки предыдущих технологических операций. Если они исполнены с нарушением технических условий, то производят дополнительную обработку, подгонку и различные доработки, влияющие на трудоемкость и качество сборки.
При создании кузовов особое внимание уделяется выбору инструментов и приспособлений.
В дополнение к универсальным инструментам и приспособлениям, которые могут использоваться для любой операции, связанной с их назначением (гаечные ключи, отвертки и прочее), также широко применяются специализированные инструменты для выполнения конкретной операции.
Использование специализированных приспособлений или инструментов упрощает и делает процесс сборки более легким.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по данной теме:
- Материалы об использовании грузовых машин на наземных участках
- Обзор основных направлений развития погрузочных машин
- Исследование применения и перспективы модернизации погрузочных машин
- Описание систем дистанционного и автоматического управления погрузкой
- Введение в системы непосредственного управления машиной
- Изучение конструкций используемых конвейеров
- Понимание принципиальных схем работы конвейеров
- Исследование применения пневматических шин в подвижных машинах
- Описание преимуществ гусеничных ходовых частей
- Очень важно проводить сборку кузова по определенной последовательности. Порядок сборки зависит от конструкции кузова и его составляющих, а также от необходимости раздельного выполнения сборочных операций. Для удобства наглядности обычно используются сборочные схемы, в которых представлены узлы и детали в том порядке, в котором они вводятся в технологический процесс сборки
Существуют три основных типа сборки в автомобильной промышленности: полная взаимозаменяемость, индивидуальная пригонка и ограниченная взаимозаменяемость. Сборка по принципу полной взаимозаменяемости чаще всего применяется в крупносерийном производстве или на массовом рынке. В мелкосерийном и индивидуальном производстве этот тип сборки только иногда используется. Индивидуальной пригонкой называют процесс, когда детали соединяются с точными размерами и геометрической формой прямо при сборке. Эта операция очень сложная и затратная, поэтому передовые автосервисы всё чаще предпочитают использовать сборку по принципу ограниченной взаимозаменяемости.
Распространенными видами товаричарабочих операций при сборке кузовных деталей являются работы, связанные с установкой деталей и компонентов, снятых с кузова и отремонтированных или вновь изготовленных; обработкой; сверлением и расшивкой сквозных отверстий; формовкой резьбы; подготовкой; гнутьем. Механизация товаричарабочих операций при сборке происходит в основном с помощью универсальных и специализированных инструментов с электрическим и пневматическим механизмами привода.
Сборка кузовов до окрашивания обычно связана с большим объемом товаричарабочих операций и выполняется в отделе по ремонту кузова. В кузовах легковых автомобилей перед окрашиванием устанавливают предварительно грунтованные двери, передние и задние крылья, капот, радиаторная решетка, крышки сливных бачков, крышку багажника и другие детали, которые будут окрашены вместе с кузовом.
Операцию по сборке кузова после покраски следует осуществлять последовательно, в обратной порядке действий, совершаемых при разборке кузовов. Процесс основной сборки выполняется на кузове с уже нанесенным покрытием, поэтому требуется особое внимание и аккуратность при ее проведении.


Многие легковые автомобили (например, «Москвич» или «Волга») и грузовые автомобили имеют губчатые резиновые профили для уплотнения дверей. Эти профили приклеивают на двери автомобилей с помощью клея 78-БЦСП, который способен сохранять свою работоспособность при температуре от —50 до +90 °C. Для обеспечения надежной фиксации используется клей с вязкостью 40-60 секунд в стадии поставки (по ВЗ-4). В случае, если вязкость превышает допустимое значение, клей разбавляется смесью бензина и этилацетата в соотношении 1:2 по массе. Поверхность для нанесения уплотнителя предварительно обезжиривают бензином БР-1 «Галоша». Нанесение клея и последующее склеивание осуществляются при температуре 18-25 °C и относительной влажности, не превышающей 75%. На поверхность уплотнителя наносят равномерный слой клея с помощью кисти и сушат его на воздухе 10-15 минут. Также допускается хранение уплотнителя с нанесенным клеем до 6-8 часов. Затем, на окрашенную поверхность металла наносят два слоя клея с помощью кисти: первый слой сушат 3-5 минут, а второй слой сушат 0,5-1,5 минуты. После нанесения клея уплотнитель тщательно прижимают руками и прикатывают его роликом.
Поддерживая указанные режимы, осуществляется надежное склеивание с высокими показателями для предотвращения обрыва и отмывается. Для этих целей возможно использовать и клей 88-НП, однако у него низка термостойкость — до +60 °С.
Монтаж передних и задних стёкол. Переднее и заднее стёкла устанавливают в проёмы кузовов, передние стёкла на кабинах устанавливают, как правило, в сборе с уплотнителем. Для установки стёкол используют различные уплотнители, поэтому разнообразны технологии и порядок сборки уплотнителя со стеклом и установки стекла в проём кузова или кабины.
В продукции автомобилей ГАЗ -24 «Волга» используется трехпазовый герметик (имеется специальный отделений для установки стекла, декоративного молдинга и паз для выравнивания с кузовом); на противоположной стороне, автомобили «Москвич » имеют четырехпазовый герметик, который дополнительно имеет паз для обеспечения плотного прилегания лепестков герметика к стеклу и самому проему кузова, кроме этого присутствует паз для дополнительного прокладочного резинового кольца круглого сечения.
До установки стекла на кузов, проводится предварительный монтаж стекла, выполняемый в следующей последовательности. Для упрощения установки ветрового стекла на кузов, в уплотнитель вдевается специальный шнур. Затем уплотнитель помещается на диски специальной установки и в пазы для стекла и под фланец кузова наносится мастика для уплотнения. В качестве мастики для уплотнения используется мастика 51Г7. Установка состоит из двух вращающихся дисков по часовой стрелке, на которые надевается уплотнитель. В оба паза уплотнителя вставлены сопла. Под давлением поршней пневматических цилиндров и через шнек мастика выдавливается через сопла. Мастика равномерно и без пропусков наносится. Затем стекло укладывается в уплотнитель и, после установки на подставку, вставляется в паз декоративной рамки. Стекло вместе с уплотнителем, декоративной рамкой-молдингом и вспомогательным шнуром будет готово для установки на кузов. Концы вспомогательного шнура остаются свободными и не вставляются в уплотнитель. Через вытягивание вспомогательного шнура происходит загибание лепестка уплотнителя и установка стекла в отверстие кузова.
В течение прошедших годов производители автомобилей из США и Западной Европы (такие как «Ауди», «Вольво», «Порше» и другие) приняли в использование специальную резиновую клеевую пасту для установки ветрового стекла. Этот технологический процесс включает несколько этапов: стекло предварительно обрабатывается специальным раствором для обеспечения лучшей адгезии с грунтовкой, кромка стекла подвергается грунтовке, чтобы увеличить сцепление с клеевой пастой, затем паста наносится в виде широкого и высокого жгута диаметром 8 мм и высотой 10 мм, стекло устанавливается в кузов машины и застывает. Преимущества этого метода крепления стекла включают более высокую герметичность, сокращение веса автомобиля, повышение жесткости кузова и более широкий допуск колебаний при установке.
На Рис. 1 представлена схема специальной установки, используемой для нанесения уплотняющей мастики. В состав установки входят следующие элементы: уплотнитель стекла (обозначенный цифрой 1), пневматические цилиндры (2), сопла (3, 5) и диски (4, 6).
На Рис. 2 изображена схема монтажа стекла, применяющая трехпазовый уплотнитель:
а — стекло с уплотнителем и молдингом, собранное вместе с вспомогательным шнуром; б — установленное в проеме кузова стекло с уплотнителем; в — стекло с уплотнителем, установленное в проем кузова; г — процесс вытягивания шнура.

