История штурвала
У большинства людей, занимающихся мореходным делом, традиционно связывается с тремя вещами: якорем, рындой (судовым колоколом) и, естественно, рулевым колесом — штурвалом. В нашем времени, штурвал воспринимается, скорее, как романтический элемент, имеющий символическое значение.


Силуэт штурвала начал использоваться в областях, далеких от мореплавания: в производстве дизайнерской одежды и оформлении интерьеров. Однако, именно появление штурвала стало началом важных изменений в мировом кораблестроении.
Первые штурвалы: колесо времени
Штурвалы на судах были впервые установлены в древние времена, и точное время их появления, а также имя первого изобретателя рулевого колеса, известно с трудом. Историки считают, что штурвалы впервые были использованы на голландских торговых судах, известных как флейты, первый из которых отправился в открытое море в 1595 году. Это изобретение приписывается мастеру-корабелю Питеру Янсзону Лиорну из города Хорн.
История нидерландского происхождения рулевого колеса также отражается в его названии: слово «stuur» означает «руль» на голландском языке, а «wiel» — «колесо». Есть вероятность, что уже до «официального» изобретения рулевого колеса существовали его прототипы: археологические находки, напоминающие древние рулевые колеса, уходят своими корнями в XII век.
Эти парусные корабли были очень современными для своего времени. У них имелся весьма оригинальный конструктивный дизайн: длина корпуса сильно превышала ширину (это снижало коэффициент сопротивления флейта при движении, улучшая его ходкость), мачты были увеличены в высоту, а реи, наоборот, стали короче, поэтому на флейтах начали использоваться менее дорогие и удобные узкие паруса.
Но главное, что получили новые исторические парусники — полностью новый тип управления. Если раньше на всех крупных судах и парусных яхтах использовались только румпели, то в случае с флейтами такие рычаги стали чрезвычайно неэффективными.
Очень тяжело было управлять судами с высокими палубами, особенно когда колдершток насаживался на румпель. Во время сильного волнения флейтой было невозможно управлять, поэтому в конечном итоге новые модели торговых судов начали оснащаться системами блоков и тросов, которые приводили в движение колесо с спицами.
Покорить весь мир: революция в судоходстве
Модернизация управления кораблем впервые появилась благодаря неотъемлемой части модного тренда — флейты. Уникальные качества, такие как высокая производительность, маневренность и многофункциональность, сделали голландские суда популярными по всему миру. Через некоторое время после запуска первого флейта на воду, такие же торговые суда стали строить и в Германии.
Широкое распространение рулевого колеса на плавательных средствах началось после 1664 года, и это произошло благодаря нидерландскому судостроению. В Нидерландах имел место впечатляющий выход в море военного корабля «Королева Екатерина», оснащенного 100 пушками. А примерно спустя век у берегов Свири и в водах Финского залива строительством флейт займется и император Петр Первый.


Но раньше появления императорской постройки уже можно было встретить первые упоминания о штурвале в России. Поморы из Архангелогорода использовали аналогичные рулевые колеса для управления своими небольшими лодками. В то время, на борту царского фрегата «Орел», построенного по указу Алексея Михайловича, устаревал и неудобен был колдершток. Оказалось, что частное строительство в морской отрасли оказалось более прогрессивным, чем официальное дело.
Корабельные мастера из Англии уже в XVIII веке отлично знали о штурвале. Подтверждение наличия ранней модели штурвала можно найти в задокументированном проекте перестройки английского военного корабля «Оссори», вооруженного 90 пушками. Уже в 1711 году «Оссори» отправился в плавание в обновленной конфигурации, с установленным рулевым колесом.
В Гринвиче можно найти еще одну интересную модель судна, построенную в 1706 году. Ее конструкция включает в себя опору для колдерштока на палубе и штурвал. Точная дата постройки другого корабля в Гринвиче неизвестна (хотя историки утверждают, что это произошло до 1714 года, во время правления королевы Анны). Однако можно предположить, что изобретение штурвала также повлияло на его конструкцию. При путешествии на этом корабле было необходимо использовать специальное устройство в виде лебедки с двумя рукоятками, которое соединялось с румпелем так же, как и в предыдущей модели.
Рулевое устройство, тем не менее, не мгновенно сменило колдершток. В печатных изданиях середины XVIII века, нашлись упоминания о первом и втором способах управления. В испанской морской практике рулевое устройство также долго соперничало с колдерштоком и окончательно вытеснило его только к началу XIX века. Заметим, что французский морской словарь, выпущенный в 1765 году, не содержит никакой информации о рулевом типе управления, хотя колдерштоку в нем посвящен целый пункт.
Эволюция штурвала до наших дней
Устройство первых штурвалов было весьма примитивным. Прочный трос переплетался в несколько петель и крепился к рулевому колесу. Оба конца троса спускались вниз через палубы, проходили через блоки и привязывались к румпелю. Когда штурвал поворачивался, один конец троса напрягался и передвигал румпель: так изменялся курс судна.
Работа с штурвалом оказалась не из простых. Из-за громоздкой структуры и крайне ненадежных компонентов приходилось управлять кораблем вместе с парнем, а для больших судов требовалась команда из четырех человек.
Со временем структура штурвалов претерпевала множество изменений. В XIX веке управление судном стало проще благодаря внедрению рулевых машин и сокращению диаметра колеса. Позднее тросы были заменены на шестерни и гидравлические усилители.
Современные парусные суда в настоящее время имеют гораздо более усовершенствованную систему управления, отличную от традиционного руля. Специальные электрические и гидравлические устройства обеспечивают более точное и удобное управление яхтой. Однако, несмотря на совершенствование технологий, штурвалы современных яхт остаются примерно того же размера, что и руль автомобиля.
Еще одним новшеством в мире парусных яхт является наличие не одного, а сразу двух штурвалов на некоторых крейсерских судах. Это решение позволяет мореплавателям легче осуществлять наблюдение за курсом яхты в различных условиях, не мешаясь при этом парагонам.

