Приятно, что на этот раз не было обнаружено никаких взрывных устройств ни в садах, ни в школах. Однако возникли звонки и письма с требованием эвакуации, что привело к отмене учебных занятий. Мы испытали некоторое беспокойство… Или все же это было серьезно? Психотерапевт Марина Травкова и спасатель Виталий Кузнецов рассказали о том, как безопасно преодолеть повторяющиеся ЧП, чему научить ребенка, чтобы быть готовым к следующей эвакуации, и как извлечь пользу даже из такой тревожной ситуации.


Когда наступает спокойствие:
Разъясните ребенку, что такое чрезвычайная ситуация
Для всех нас это особая ситуация, когда нужно сохранять полное спокойствие и действовать в соответствии с инструкцией.
Ни в коем случае не оставайтесь в здании, если вам говорят его покинуть.
Не берите с собой ничего, если вам говорят не брать. Даже телефон, если он уже не находится в вашем кармане.
Это еще одна возможность напомнить ребенку, что ничего не стоит его жизни и здоровью, а телефоны и портфели — это просто материальные вещи, их всегда можно купить, починить, заменить.
«А если половина класса останется на своих местах, а учитель объявит об учебной тревоге?»
Необходимо следовать инструкции и обязательно сообщить родителям. Если учитель не обращает внимания на тревогу, даже в учебное время, это очень опасно. Если что-то действительно произойдет, а класс не отреагирует, что будет тогда?
«А если кто-то начинает паниковать, плакать, кричать, что мы все умрем, и мне тоже становится страшно?»
Слушайся взрослых, сохраняй спокойствие и собранность, и выходи на улицу. Если кому-то страшно, он может плакать, так ему будет легче. Не стоит пугаться этого, следуй инструкциям и выбирайся в безопасное место.
Это не проблема, связанная с детьми! Обратитесь к администрации школы для обсуждения
К сожалению, время от времени взрослые, даже после нескольких эвакуаций и проверок, могут стать менее бдительными. Возможно, на это и рассчитывают злонамеренные люди. Очень важно, чтобы все учителя и другие взрослые, которые находятся рядом с нашими детьми, осознавали необходимость следовать инструкциям.
Вы имеете право попросить администрацию повторно проверить, насколько легко запасные и аварийные выходы открываются изнутри. Каким образом они запираются — на замки (что, в общем-то, не правильно) или на простые засовы, которые можно легко открыть без ключа. И также проверить, не заблокированы ли проходы, не превратилась ли чёрная лестница в место для хранения ненужных вещей.
Возможно, стоит обратиться в школу за помощью к независимому эксперту, который сможет дать рекомендации по обеспечению безопасности. Ещё лучше, если бы в школу пригласили инструктора, который провёл бы для детей мастер-класс.
Придумайте «аварийные» варианты
Подумайте, кто сможет подстраховать и забрать вашего ребёнка, если вы окажетесь далеко от места происшествия. Могут быть родственники, живущие рядом друзья, соседи, другие родители. Поговорите с ними, постарайтесь вместе разработать план действий.
Напишите записки директору школы, в которых укажите, кому вы доверяете забрать вашего ребёнка из школы в экстренной ситуации.
Возможно, одна из мам может быть «дежурной» по классу — находиться недалеко от школы во время учебных часов, чтобы при необходимости забрать к себе домой сразу несколько детей.


Играйте с ребенком в необычные ситуации
Вы идете по обычному супермаркету. Предложите ребенку задание: внезапно начинается пожар. Куда мы бежим? Как? Если вдруг раздаются сирены, можно ли продолжать делать покупки? А ты знаешь, где находятся запасные выходы из твоей школы? Из спортивного клуба, где ты тренируешься?
Лучше всего организовать несколько «учебных тревог» прямо в классе, для всех детей: дома невозможно создать реалистичную ситуацию с тремя десятками напуганных, взволнованных школьников. И, как показывает опыт, лучше учиться во время учебных тревог, а не так, как московские школьники вынуждены были осваивать эти навыки весь декабрь.
Возможно, вы можете сотрудничать с другими родителями и пригласить в школу спасателей МЧС: существуют обучающие программы для школьников, которые не вызывают дискомфорта у детей — наоборот, в спокойный период можно быстро и бесшумно научиться эвакуироваться из школы, что является интересным развлечением, а не стрессом.
Для родителей такие обучающие практики становятся дополнительным источником уверенности: осознание того, что их дети спокойно и профессионально обучены, знают, как вести себя в чрезвычайной ситуации, придает спокойствие и снижает тревогу.
Если недавно произошла эвакуация в вашей школе:
Управление эмоциями в сложных ситуациях
Сразу после получения звонка из школы, возможно, вы испытаете всплеск тревоги. Попробуйте произнести вслух фразы, которые успокаивают: все хорошо, все в порядке, вашему ребенку ничего не угрожает. Если детей быстро эвакуировали, значит, школа хорошо подготовлена к чрезвычайным ситуациям и обеспечивает пожарную безопасность. Это также хорошие новости.
При необходимости отключите уведомления в родительских чатах. В такие моменты людям важно объединяться, и мы объединяемся, в том числе, через общую тревогу. Это может привести к большому информационному шуму в чатах. Если вы сами находитесь в состоянии сильного волнения, не стоит читать многочисленные сообщения с восклицательными знаками и комментарии вроде «Какой ужас!» или «Надеюсь, они хотя бы надели шапки, на улице минус двадцать».
Не нужно делать вид, что всё в порядке
Эвакуации нарушают наши планы, вызывают стресс и меняют обычный ритм жизни. Хотелось бы научиться привыкать к этой ситуации, но жить в постоянном чрезвычайном положении невозможно и нецелесообразно. Все эти страхи и тревоги должны пройти, чтобы жизнь вновь стала нормальной. А пока не стоит переживать из-за того, что вы не смогли попасть к врачу или на занятие. Лучше уделите внимание себе и своему ребенку: вернитесь домой, выпейте чашечку чая и дайте себе возможность спокойно пережить произошедшее.
Отказ от отправки ребенка в школу на некоторое время может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Это решение может вызывать страх и позволяет ему контролировать вашу жизнь. Хорошей идеей может быть остаться дома один день, если ребенок очень напуган или испытал длительное время без еды и воды в непривычной среде. На следующий день мы должны сделать глубокий вдох, выдох, повторить инструкции и позволить себе и ребенку идти дальше.
Обеспечьте ребенку необходимую поддержку
Конечно, все мы беспокоимся о наших детях. Они напуганы? Они голодные? Они плачут? И если это произойдет, может ли это стать психологической травмой на всю жизнь?
Психотерапевт Марина Травкова подчеркивает, что травматизация начинается не там, где происходят различные нештатные ситуации, а там, где ребенок не получает поддержку. Когда учительница внезапно побледнела и быстро и тихо сказала ученикам выйти из класса по одному без вещей и телефонов, ребенок испугался. Когда они собрались во дворе школы и кто-то сказал, что здание вот-вот взорвется, у него появилась паника. Но все это не так ужасно. Вы уже рядом с ним, уже обняли его, поцеловали и сказали, что все в порядке, что он делал все правильно. И это означает, что ребенок уже получил прививку от травмы.
Иногда бывает так, что дети, с их способностью адаптироваться, не так сильно волнуются, как их родители. Они фантазируют, шутят, играют события, как захватывающий спектакль — и это тоже замечательно. Это означает, что их естественная защитная реакция сработала. Теперь вам просто нужно спокойно объяснить, что делать, если объявят тревогу, и почему нельзя прятаться под парту и играть в супермена в пустой школе (такие случаи тоже возможны).
Важно: пожалуйста, следите за тем, чтобы ваши разговоры с ребенком о прошлых эвакуациях и о том, как вести себя в подобной ситуации, не были пропитаны вашим страхом за него. Постарайтесь выбрать спокойный момент и говорить спокойным тоном.
В заключение хочу рассказать вам историю из жизни, которая похожа на притчу. Эту историю рассказала Марина Травкова:
В одной из английских школ произошел пожар, после чего в ней стали проводить частые учебные тревоги. В одной из этих ночных тревог приняли участие мамы и дети из разных стран, включая Англию, Германию, Польшу, несколько африканских государств, Казахстан и Россию. Тревога началась в двух корпусах: в одном находились мамы, в другом – дети.
Самыми дисциплинированными оказались европейцы: они спали в пижамах и шерстяных носках, чтобы в случае чего сразу встать с постели и пойти организованной группой за провожатым. Самыми неорганизованными оказались представители африканских государств: они вообще не привыкли к таким практикам. Мамы из России и Казахстана смогли за пять минут собраться, взять все необходимое, броситься в детские корпуса и вывести оттуда своих детей.

